8 апреля 2017


Творчество – это свобода

Тамара Николаевна Валкина — руководитель изостудии Дарвиновского музея с 1995 года.


Часто я вижу такую картину: рисующего ребенка, а рядом взрослого, который что-то дорисовывает, исправляет, а то и просто рисует за свое чадо. В нашей изостудии я, надо сказать, трачу много времени и сил, чтобы объяснить: не следует так поступать.

Мне всегда хочется спросить у этих взрослых, желают ли они своему ребенку добра? Уверена, что родители считают свои действия благом. Чем же они являются на самом деле?

Прежде всего, мы демонстрируем своему ребенку свою силу и его беспомощность. Смотри, я взрослый. Я все умею, я все делаю правильно, а ты – наоборот, ничего не умеешь, ничего не можешь. Ты – пока никто. Очень позитивный посыл. Вы ведь, наверное, хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным человеком, способным на собственные решения ? Так не претендуйте на его работу: вы не соавтор, а только зритель.

Можно вмешиваться не только физически – что-то дорисовывая и исправляя. Можно сильно навредить словом. Высказывания вроде «Мне не нравится», «Ты плохо рисуешь» недопустимы. У вас нет критериев, по которым вы можете судить о детском творчестве. Предоставьте это право педагогам, знакомым с возрастными особенностями детского рисунка. Помните: если ребенок работает с полной отдачей – вашей критике здесь не место. Другое дело, если ребенок ленится. Тут вы вполне можете сказать, что он сегодня был недостаточно усерден, и это сказалось на качестве его работы.

Мне часто приходится расхлебывать плоды домашнего художественного образования. Этот чудесный набор штампов создан, кажется, группой дальтоников для сдачи экзаменов в ГИБДД. Небо какого цвета? Голубого. А сегодня какое? (Пауза) Да серое какое-то, и облака лиловые плывут. Стволы коричневые, трава зеленая, солнце желтое. Все это здорово… для светофора, но не для художника. Что же делать? Учите видеть, учите сравнивать, учите любоваться. Погляди, как красиво. Вчера вечером небо было розовым. А сегодня оно разноцветное. Давай будем смотреть, как катятся волны и меняют свой цвет.

Что еще может сделать взрослый, который хочет помочь ребенку в его творческих занятиях?

В работе художника невозможно обойтись без знания материалов. Нужно знать их свойства, нужно учиться эти свойства применять. Здесь ваша помощь как наставника не только не вредна, но и необходима. Покажите, какой прозрачной может быть акварель, как красиво смешивается она на влажной бумаге. Спросите юного художника, для изображения чего могла бы подойти эта краска: для воды, для неба? Покажите, что гуашь закрашивает предыдущий слой. Эта краска дает возможность исправления, ею можно работать смело. Масляная пастель, тушь, акварельные карандаши… Покажите ребенку, как с ними обращаться, а уж что он ими будет рисовать - его дело. Может быть, это будет просто сочетание цветов. Решение - за начинающим творцом.

Очень полезное дело – лепка. Из скатанных шариков, колбасок, кубиков, как из набора конструктора, собирается масса предметов. И в процессе происходит анализ формы – совершенно необходимая вещь в дальнейшем рисовании. Взрослый художник тоже анализирует форму, разбивая сложные «конструкции» на простые.

Самый простой способ рисования, не наносящий вреда – обводка предмета, наложенного на бумагу. В данном случае ребенок, даже маленький, видит, как выглядит трехмерный предмет – ваза, бутылка или груша – в двухмерной проекции. Это очень серьезная работа для детского ума. Здесь помощь взрослого просто необходима.

«Как настоящее» - именно это является критерием качества картины для большинства неискушенных зрителей. Вы должны знать, что ребенок живет в другом мире. Он его иначе понимает, поэтому наше «настоящее» и его «настоящее» далеко не во всем совпадают. Достаточно сказать, что ребенок рисует не столько то, что он видит, сколько то, что он знает о мире. Так, на портрете в профиль у человека будет два глаза, потому что ребенок знает: люди – двуглазые создания. Как же вы можете судить о том, о чем уже не помните? Разве не интереснее увидеть внутренний мир своего ребенка, чем транслировать свой?

В утешение всем, особенно рано добивающимся от своих детей реалистичного рисования, хочу сказать, что когда-нибудь ребенок будет рисовать так, как вы хотите. Это произойдет тогда, когда, во-первых, изменится его взгляд на мир, во-вторых, когда станет лучше функционировать система глаз – мозг – рука. Имейте терпение! А пока не вмешивайтесь в святая святых – в творчество, где царит свобода.

Еще одно наблюдение: когда я вижу, с каким удовольствием мамы, папы, бабушки и дедушки рисуют, красят и лепят, я понимаю, как им самим в жизни этого не хватает. Потребность в творчестве существует в любом возрасте. Дайте и себе возможность творить.

Справка об авторе: Тамара Николаевна Валкина — руководитель изостудии Дарвиновского музея с 1995 года. Автор оригинальной программы художественного образования детей в возрасте от двух лет и старше, включающей обучение рисунку, живописи, композиции и истории искусств. Выпускники изостудии становятся студентами различных художественных вузов Москвы.


На занятиях в средней группе
На занятиях в средней группе

На занятиях в младшей группе
На занятиях в младшей группе

Обсуждение работ в конце занятия
Обсуждение работ в конце занятия

Художник и картина
Художник и картина

Пленэр у пруда
Пленэр у пруда

Самый маленький художник
Самый маленький художник

Победители конкурса фонда IFAW
Победители конкурса фонда IFAW

На открытии выставки изостудии
На открытии выставки изостудии



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи