Препаратор — скульптор Филипп Евтихиевич Федулов,
Препаратор — Дмитрий Яковлевич Федулов,
Художник — Михаил Яковлевич Езучевский
Художник-скульптор Василий Алексеевич Ватагин.
Заведующий Препараторской мастерской, таксидермист-художник скульптор. Главный фактический сосоздатель Музея, крестьянин — самородок с 30 летним стажем, почти феноменален по многообразию дарований и по совершенству знаний. Безусловно лучший препаратор в России /чтобы не сказать: единственный по высоте техники/ один из лучших вообще в Европе. За невозможностью сколько нибудь полно очертить таланты и самоотверженность служения этого главного сосоздателя Музея — подробная характеристика Ф.Е. Федулова при сем особо прилагается. Причитавшееся по должности препаратора месячное вознаграждение Ф.Е. Федулова /34 р. 50 к. до 1/1 и 55 р.54 к. с начала этого года/, равняясь жалованию дворника или швейцара — является тем более вопиющим, что фактическая ценность оригинальных художественных работ, выполненных Ф.Е. Федуловым за месяц — по минимальной расценке в 6-7 раз превышает полученное им вознаграждение /пример: за истекший месяц Федуловым монтировано 4 чучела бур. медведей — каковая работа по довоенной расценке обошлась бы не менее 300 р./ в действительности же вообще помимо Федулова никем в России выполнена быть не может.
Самоотверженно работая всецело и единственно для Дарвиновского Музея, добровольно увеличив свой рабочий день до 10-11 час. в сутки — работая вo вреднейшей обстановке — с трупами животных, в атмосфере мышьяковистого ангидрида, вызывающего непроходящие нарывы на руках — т. Федулов более чем кто либо заслуживает «спец ставки», как специалист уникального значения.
Многократно отмеченный как исключительно талантливый и самоотверженный работник в области музейского строительства Ф.Е. Федулов получил специальную оценку в изданном осенью 1924 г. официальном Сборнике «Советская Культура» / портрет Ф.Е. Федулова с подписью: «Самоотверженный работник Дарвиновского Музея».
К сожалению, повторные ходатайства Дарвиновского Музея о назначении Ф.Е. Федулову спец-ставки до сих пор успеха не имели.
Племянник Ф.Е. Федулова, разделяющий — хотя конечно далеко не в той же степени «фамильное» дарование предыдущего. 15 летний стаж. Второй после своего дяди зоолог — препаратор в Москве, один из лучших вообще в России. Единственный возможный преемник этого последнего. Специализовался по монтировке мелких млекопитающих и птиц. Единолично смонтировал сотни препаратов к иллюстрации законов Менделизма — коллекцию не имеющую себе равной вообще в Европе.
Получаемое доселе жалование — 34 р. 51 к. равняется примерно стоимости четырехдневной выработки названного сотрудника. Только давней преданностью его к Музею и персонально личным знакомством с нынешним Заведующим и постоянной надеждой на увеличение жалования объясняется сотрудничество молодого и талантливого работника при теперешних вопиющих условиях оплаты. Для справки достаточно сказать, что служащий в Государственном Московском Зоологическом Саду — препаратор при крайне низком стаже и умения — выполняя только самые несложные, грубые работы по снимке шкур с трупов животных, умирающих в Саду и работая б часов в сутки — получает жалование вдвое больше, чем молодой Федулов и почти равное жалованию старшего Ф.Е. Федулова — лучшего препаратора в России. Лишь доведением жалования второго препаратора до соответствующего уровня — и обеспечения его за Дарвиновским Музеем — будет гарантирована дальнейшая плодотворная работа — в деле перемонтировки богатейших зоологических материалов, накопившихся в течении десятков лет, сохраняющихся ныне в немонтированном виде на Музейских складах и обеспечивающих работу препаратора Музея на долгие годы.
Закончил художественное образование в Париже: привлекался Советской Властью к участию в работах Госуд. масштаба /Выработка типа обмундирования Красной Армий/ Создатель целой серии картин масляными красками и пастелью, так за последние годы:
1921/25 г. Серия I. «К истории Эволюционного учения и Дарвинизма.»
/Иллюстрация главнейших моментов жизни и творчества основателей теории Эволюции в биологии/.
Написаны:
Линней за классификационной работой: установлением «Системы Природы».
«Вынужденное отречение Бюффона от эволюционных взглядов под давлением церкви».
Ж. Сент-Иллер и Кювье в молодости за совместной научной работой.
Они же в старости во время академического спора в Парижской Академии Наук.
Гете, в молодости, находит межчелюстную кость у человека.
Гете в Палермо открывает теорию «Метаморфозы у растений».
Гете на Лидо создает «позвоночную теорию черепа».
Гете излагает перед Шиллером — свою идею «Метаморфозы».
Гете в старости.
Прием Ламарка Бонапартом в Академии.
Слепой Ламарк с дочерью Корнелией.
Молодой Дарвин отплывает в кругосветное плавание.
Встреча Дарвина с дикарем на Огненной Земле.
Дарвин на Галапагосском Архипелаге.
Дарвин за раскопками Гигантского броненосца в Ю. Америке.
Дарвин с голубями в Дауне /Теория искусств. отбора/
Дарвин в старости, в оранжерее — с орхидеями. /Теория Ест. Отбора/
Альфред Уоллес на Малайском Архипелаге.
Геккель в молодости с проф. И. Мюллером в Берлинском Музее спрашивает об Эволюции.
Геккель получает ответ из уст самого Дарвина.
Де-Фриз, основатель Мутационного учения в Ботаническом Саду Амстердама.
Грегор Мендель, основатель современного учения и наследственности за ботаническими опытами в Брюнне.
За 1923/24 г. 12 картин — портретов масляными красками к истории Эволюции научного мировоззрения, оригинальные портреты: Аристотеля, Г. Бэкона, Ф. Бэкона, Коперника, Кеплера, Джордано Бруно, Галиллея, Ньютона, Лейбница, Канта, Конта, Спенсера.
За 1924/25 год. Серия картин на тему: «Гонимые церковью»: мученики за свободное научное исследование.
Написаны:
Джордано Бруно в руках инквизиции.
Геолог Палиси в Бастилии.
Сцена «отречения» Галиллея в Риме.
Декарт, вынужденный судьбой Бруно отказаться от издания своих трудов.
Спиноза, отверженный за атеизм.
Гипатия, растерзанная христианами.
Смерть Сократа, обвиненного в «безбожии».
Изгнание Аристотеля, обвиненного в «безбожии».
Смерть ученого П. Рамюса в Варфоломеевскую ночь.
Сожжение Сервета кальвинистами.
Оригинальные по замыслам и не имеющиеся ни в одном Музее мира. Глубоко ценные по мнению искусствоведов в отношении собственно художественном, названные картины неразрывно тесно связаны по содержанию своему с задачами Музея — в его роли провозвестника свободного Естественно-научного мировоззрения в борьбе с церковным суеверием.
Написанные исключительно за месячное жалование /39 р.50 к. в 1924 г. и около 50 руб. в месяц с 1/I с.г./ при ежедневной работе, упомянутые серии картин вместе взятые — являются любопытным документом вопиющего несоответствия между достоинством художественных экспонатов Дарвиновского Музея и оплатой их создателя — художника М.Д. Езучевского.