"О диалектике в музейной экспозиции" +1 дубликат две последние страницы не от этой рукописи: ============================================ Эта борьба за устранение побочных, несуществующих, ненужных, а (тем самым вредных!) экспозиционных образов для оттенения существенных, особенно наглядно выступает там, где речь идет об "эксцессивных" и "шаржированных" примерах. И в этом смысле можно относящиеся сюда приемы или методы борьбы представить в следующих тезисах. А. Не бойтесь демонстрировать примеры, поясняющие разбираемые признаки или явления в "эклатантном" и "шаржированном" виде, и на "биологических гротесках" и "биологических контрастах". Экспозиция такого рода может быть сравнима с эпиграммой, состоящей, как известно, также в смелом, лаконическом и неожиданном сопоставлении контрастов и противоречий. Именно такие "зрительные эпиграммы" в области музейной экспозиции является особенно доходчивы и эффективны. Б. Избегайте в той же степени "гротесков", не увязанных с центральной основной идеей экспозиции. Так например, при пояснении главы "Происхождения Лошади", мы, говоря о современной "дикой" лошади, воздержимся от помещения африканских ЗЕБР, этих расписных "гротесков", угрожающих из-за необычайной масти (ярко контрастирующих полос на теле) породить суждения обывательского свойства ("Как купальные костюмы!") В. Высшей эффективностью или доходчивостью будут обладать поэтому такие экспонаты, у которых "узловые" пункты зрительно-идейных восприятий – представляют из себя природные "гротески" и наоборот – побочные и несущественные атрибуты, лежащие на периферии зрительного восприятия – тусклы, блеклы зрительно погашены.