Что такое массовый музей и массовый музейный зритель. Посканирована только одна копия (+ обложки двух других) Последние три страницы, судя по всему, от другой статьи/версии --------------------------------------------------------------- Заканчивая настоящий Очерк, посвященный методологической проблеме о различиях музеев МАССОВОГО и ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО характера, мы можем все изложенные выше факты и соображения свести к немногим тезисам и обобщениям. В отличие от всех музеев школьного, учебного, профессионального характера, музеи массового типа требуют для обеспечения эффективности своей работы, устранения ряда промахов, ошибок и несовершенств, обычно даже неосознаваемых, но устранимых только длительной, упорной методической борьбой. Эта "борьба за массовый музей и массового зрителя" слагается из следующих тезисов: I.- Бороться нужно всего прежде с "Гигантизмом" и "Гигантоманией" в музейном деле. Как нелепо было бы издание "общедоступной" книги в СТО томов, так неразумно создавать "общедоступные" музеи в сотни зал. Необозримые для посетителей эти гигантские музеи только импонируют помпезностью своих хором, давая слишком мало подлинного знания, приучая к верхоглядству и дилетантизму. – Каково бы ни было значение таких "музеев-Левиафанов" в целях политических или профессиональных, как рассадники реальных знаний для широких масс – эти гигантские музеи уступают по доходчивости небольшим музеям с четкой, ограниченной тематикой, компактной, целостной и обозримой экспозицией. II.- Бороться надо с "энциклопедичностью", стремлением многих начинающих музейцев охватить тематику Музея с максимальной полнотой. Эта погоня за "предельной полнотой" экспонатуры может быть оправдана – и то условно! – для профессионального Музея, но никак не для музея "массового" типа. Превращать эти последние в подобия "Энциклопедий" столь же рационально, как давать для массового чтения (а не для справок!) – Энциклопедические Словари. III.- Бороться надо с цеховой, профессиональной узостью трактовки тем, понятной только для специалиста. Смешивать задачи общего и специального музея столь же мало может быть оправдано, как и смешение задачи популярной книги и учебника. Там – полная свобода и факультативность усвоения, здесь – обязательность его при всяких обстоятельствах. Подменивать задачи массовых музеев требованиями музеев школьных и профессиональных, столь же обосновано, как если бы сцене вместо "Смерти Валленштейна" Шиллера поставить Шиллерову "Тридцатилетнюю Войну", как если бы желающих подняться на привязанном воздушном шаре – унесли бы в Стратосферу. IV.- Бороться нужно с экспозиционным эмпиризмом, предъявлением музейным зрителям идейно-неоправданных, необобщенных фактов и предметов. Несущественный для знатоков (могущих указать любому факту место и значение его в науке!) этот эмпиризм лишь потворствует присущей массовому зрителю тенденции к переоценке вещного, фактического содержания в ущерб идейно-обобщающему пониманию Музея. V.- Бороться следует с вульгаризацией музейной экспозиции, с заменой подлинной науки – "наукообразным" знанием, с упрощенчеством, граничащим с фальсификацией, с тенденцией представить мыслимое – за реальное, возможное – за вероятное, и вероятное – за достоверное. – Претящая для знатока предмета, нетерпимая для подготовленного зрителя такая "маргариновая" экспозиция не сможет удовлетворить надолго даже массового посетителя с его возросшими запросами к серьезной, честной популяризацией научных знаний. Переходя от отрицательных моментов к положительным, от "Негативов" к "Позитивам", можно сформулировать их следующим образом VI.- Боритесь за "логизм" экспозиции, строжайшую увязанность любого элемента (порознь) со смежным и с экспонатурой в целом, за ее "структурность", органичность, при которой все слагаемые экспозиции относятся друг к другу и как части, и как целое. Строжайшее соподчинение и подчинение частей, прозрачность внутренней структуры и ее наглядно-вещное отображение во вне – от разрешения этой задачи экспозиции зависит и объем экспонатуры и размеры самого Музея. VII.- Бороться следует за "Лаконизм" экспозиции, чеканность формы, сжатость мыслей, ею выявляемых, за избегание ненужных повторений сходных тем без должного обоснования. Золотое правило литературы о предельной широте идей, вмещаемой в кратчайшей фразе, – применимо и к музейной экспозиции: Пусть будет мыслям широко – а экспозиционной форме (но НЕ экспонатам!) – тесно! Экономизация экспонатуры, а тем самым и усилий массового зрителя для усвоения ее. Кратчайший путь от факта – к обобщению. VIII.- Бороться следует за Эстетизм экспозиции, за красочное, гармоническое оформление ее при помощи искусства – живописи и скульптуры, – как могучего орудия эмоционального захвата зрителя: И, подводя итог всему, что было сказано о методах работы массовых музеев и запросах "массового" зрителя, возможно утверждать, что эффективность каждого Музея и доходчивость его для массового зрителя определяются не только широтой и актуальностью идеи, но успешностью борьбы с указанными только что помехами: – борьбой за Эстетизм, Лаконим, и Логизм, против гигантизма, энциклопедизма, вульгаризма, эмпиризма, цехового профессионализма, или, выражаясь еще более формулятивно-обобщающе – БОРЬБОЙ с МУЗЕЙНЫМ ФОРМАЛИЗМОМ!.