18 октября 2018

Конференция «Изобразительное искусство на перепутье»



18 октября в Выставочном зале МОСХ России на Беговой состоялась конференция «Изобразительное искусство на перепутье» (по итогам Региональной выставки МОСХ России «Художники – Москве»). Выставка проходила с 30 августа по 15 сентября на трёх площадках: в выставочных залах в Тушино и на Беговой, а также в индустриальном лофте АртКомбинат в Перово. Впервые в истории Союза художников  актуальные тенденции современного искусства были признаны имеющими право на существование в рамках Союза и представлены отдельной выставкой «Город – сказка, город – мечта» в Перово https://artcontract.ru/contest/1473 

Один из кураторов выставки в Перово, Яна Шклярская (искусствовед, заведующая выставочным отделом ГДМ), выступила на конференции с сообщением «Травма города или Город-суп», затронув проблему диалога художника и мегаполиса. Каково же то уникальное «местное знание», которое современная Москва транслирует художникам? Чем она «цепляет», кроме «запаха бензина и дорогих духов»? Может ли она вдохновлять? 
Портреты, составлявшие значительную долю экспозиции, склоняли к мысли о девальвации единичного в городской культуре, лишь в автопортретах мы видим неповторимое человеческое лицо. Утрачен ли интерес к личности «другого»? Или бешеный ритм города, удушающий избыток лиц воспитывают привычку к скользящему взгляду? Почему художники не боятся вглядываться в себя, но уже не «тратятся» на разглядывание и понимание другого человека?  
Очень интересна заметная на выставке тенденция сведения образа к натюрморту, будь то пейзаж или обнажённая женская натура, пластический эквивалент звука или квинтэссенция трагедии. 
Несомненно важным представляется расширение «границ допустимого» на официальной отчётной выставке – не только живопись, графика, скульптура, но и видео, перформанс, фотография; а также подъём таких, долгое время оттеснённых на периферию выставочной жизни видов искусства, как гобелен и керамика. В скульптуре же к убедительным результатам приводят эксперименты с материалом, например, окрашивание алюминия. 

Выставка в пространстве АртКомбината показала, что формат выставки-лаборатории необходим на переходном этапе принятия МОСХом нетрадиционных проблем, технологий и приёмов искусства. Необходимо также более активное обсуждение выставки, не постфактум, а в экспозиции, с её участниками и приглашёнными спикерами. Есть все основания надеяться, что выставки актуального искусства МОСХа станут интересной экспериментальной площадкой.


Выступление заведующей выставочным отделом музея Я.Г. Шклярской


Модератор конференции Аникина Н.И. (искусствовед, Академик РАХ) и Я.Г. Шклярская


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи