10 марта 2017

От ремесла к дизайну

встреча молодых российских дизайнеров, вдохновлённых функциональностью и эстетическим потенциалом ремесленных изделий

9 марта в рамках выставки «Береста на века» в музее состоялась встреча молодых российских дизайнеров, вдохновлённых функциональностью и эстетическим потенциалом ремесленных изделий, которые они возвращают в нашу повседневность, преображёнными эко-философией, современными технологиями и свежим талантом.

Шесть выступлений охватили огромный диапазон взаимоотношений с традицией: от нежного и внимательного следования ей (Юханн Никадимус) до жёсткой ироничной рефлексии (Михаил Левин).

Юханн Никадимус занимается воспроизведением сохранившихся в музеях образцов русского женского головного убора – кокошника. Из его сообщения стало очевидно, что процесс повторения уже существующего изделия является актом его изучения и сохранения живой традиции. Рукотворный предмет всегда несёт в себе небольшие отклонения от образца и становится «ещё одним» кокошником в ряду немногих дошедших до наших дней. Кроме того, мы узнали, что кокошник носили только замужние женщины, а само это слово - лишь одно из множества названий головных уборов разный губерний России. В наши дни кокошники начинают вытеснять обычные венки с фатой, превращаясь в предмет свадебной моды. Но чаще всего кокошник – это контрастное украшение хай-тек-интерьеров http://fblood.ru/brands/yuhann-nikadimus/

Марина Турлай – участник выставки «Береста на века», инициатор встречи, показала, каким образом, работая над проектом Birchware http://marinaturlay.com/index.php?route=common%2Fhome ей удалось преследовать несколько целей – а)экологичность, б)функциональность, в)социальная ответственность, г)инклюзивность.

А)Использование бересты в дизайне – это своего рода переработка отходов, потому что она является побочным продуктом деревозаготавливающих предприятий.

Б)Береста – плохой теплопроводник, поэтому она сохраняет тепло напитка в чашке и спасает руки от ожога.

В)Изготовление керамических чашек требует сотрудничества с небольшими предприятиями, где используют традиционную формовку, а не 3D-технологии.

Г)Выпуклый декор берестяного держателя напоминал Марине шрифт Брайля. Так родилась идея воркшопа для слепых и слабовидящих людей, который состоялся в Дарвиновском музее http://www.darwinmuseum.ru/news/beresta-brajl

Никто не смог бы так быстро и качественно нанести послания на бересту, как участники этого эксперимента. И никто так не радовался возможности считывать их, становясь полноценными потребителями современного дизайна.

Марина показала предметы из бересты других дизайнеров, каждый из которых открыл этот материал с новой стороны. Например, Анастасия Кощеева http://www.anastasiyakoshcheeva.com/work/

Ирина Ши, иллюстратор, сделала серию рисунков для Birchware Марины Турлай в духе лубочных картинок. В работе ей нужно было учитывать новый способ нанесения изображения на бересту – не печать с деревянной доски, а лазер, требующий особой точности деталей. А также пришлось провести целое исследование в поисках сюжета – современного, но в духе традиции. Ира показала захватывающую дух эволюцию иллюстрации от сатирических лубков XVII века, через Галлен Каллелу и Билибина к Андрею Кузнецову и Tin Can Forest http://cargocollective.com/IrinaShi/

Катерина Копытина поделилась своим первым опытом сотрудничества с заводом Гусь Хрустальный, результатом которого стала серия светильников Moroshka. Прежде завод никогда не делал светильников, так что это был двойной дебют. В настоящий момент завод работает всего на 10% своей мощности. Некоторые образцы изделий завода, хранящиеся в специальном музее, уже не могут быть повторены, потому что утрачен секрет мастерства. Однако все идеи Катерины были встречены с энтузиазмом, все сложности были преодолены, и в настоящий момент завод является поставщиком стекла для серии светильников Катерины Копытиной http://katerinakopytina.com/#/project/481

Алиса Бурмистрова и Денис Милованов показали видео и рассказали историю возникновения бренда SOHA. Это тот случай, когда материал (дуб) находит своего мастера http://www.sohaconcept.com/

Алиса призвала всех присутствующих дизайнеров участвовать в международных выставках, чтобы расширить круг своих заказчиков. Она считает, что интерес к «русскому» в мире растёт, и на его волне наши дизайнеры могут завоевать прочные позиции на рынке.

Михаил Левин не дизайнер, а художник. https://www.facebook.com/levin.misha?fref=ts Его живописная серия «Ковры» предельно далека от ремесла как такового, но её тема – «противопоставление традиционного изображения и образа потребления в современной живописи» - затрагивает важные проблемы общества и современного дизайна. Как перевести на язык массового производства выразительность штучного продукта кустарного производства? Где грань между имитацией и современной интерпретацией? Какие визуальные коды позволяют нам идентифицировать предмет дизайна как современный, но укоренённый в традиции?


Кокошники Юханна Никадимуса
Кокошники Юханна Никадимуса

Слайд из презентации Юханна Никадимуса
Слайд из презентации Юханна Никадимуса

Юханн Никадимус и Марина Турлай
Юханн Никадимус и Марина Турлай

Марина Турлай
Марина Турлай

Предметы коллекции Birchware с надписями шрифтом Брайля
Предметы коллекции Birchware с надписями шрифтом Брайля

Экспонаты музея завода Гусь Хрустальный
Экспонаты музея завода Гусь Хрустальный

Слайд из презентации Катерины Копытиной
Слайд из презентации Катерины Копытиной

Дизайн-маркет, афиша со светильниками Катерины Копытиной
Дизайн-маркет, афиша со светильниками Катерины Копытиной

Объекты Дениса Милованова
Объекты Дениса Милованова

Михаил Левин
Михаил Левин



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи