Наскальные изображения каньона Лошадиная подкова (Юта, США)

8 августа 2012 — 16 сентября 2012

Расположение: Основное здание / Цоколь

Известный исследователь доисторического искусства, кандидат исторических наук Арсен Фараджев открыл 8 августа в Дарвиновском музее свою персональную фотовыставку. Выставка посвящена наскальным изображениям каньона Лошадиная Подкова (штат Юта, США) - любопытным образцам первобытного творчества, сохранившимся до наших дней. Открытие выставки приурочено к 100-летнему юбилею первой публикации о первобытном творчестве (в испанской пещере Альтамира) на русском языке.

С 1995 года А. Фараджев является представителем России в Международной Федерации организаций по изучению наскального искусства. На вопрос о том, с чего началось увлечение петроглифами, Арсен Анатольевич отвечает просто: «Поскольку я глубоко люблю искусство, мне очень интересно, как оно началось. Этот вопрос позволяет понять, что, собственно, в нас человеческого, потому что способность создавать изображение и воспринимать его и есть то немногое, что нас отличает от других млекопитающих».
Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова (Horseshoe Canyon), первоначально известного под названием Барьерный Каньон (Barrier Canyon) — это важнейший и самый знаменитый памятник первобытного изобразительного творчества в штате Юта (США).
Место, где река Колорадо огибает гигантскую скалу в причудливом 180-градусном изгибе - одно из самых живописных во всем Гранд Каньоне. Каньон Лошадиная Подкова образован устойчивым к эрозии песчаником мезозойской эры и является составной частью обширного плато Колорадо. Его недра скрывают богатейшую галерею наскальных рисунков, точный возраст которых до сих пор не установлен.
В 1970-х годах, с лёгкой руки археолога Полли Сшаафсма (Polly Schaafsma), в тогда ещё Барьерном Каньоне часть крупных наскальных рисунков, напоминавших силуэты людей, была названа «стиль Барьерного Каньона» (Barrier Canyon Style). Благодаря этим наскальным пиктограммам первобытного творчества ещё более 330 других памятников в других каньонах плато Колорадо с похожими рисунками также получили название «стиль Барьерного Каньона».
По мнению американских исследователей, наскальные рисунки в стиле Барьерного Каньона, датируемые возрастом 8700—7000 тыс. лет, были созданы палеоиндейцами, принадлежавшими к так называемой общности Западной Архаичной культуры (Western Archaic culture). Позже скопления наскальных изображений в стиле Барьерного Каньона дополнили рисунки палеоиндейцев — носителей культуры Анасази (Anasazi), а ещё позже, уже в исторический период, изображения в стиле Фремонт (Fremont Style).
Стилизованные человеческие силуэты величиной до двух метров вписаны в спрессованные в течение миллионов лет сложные скальные поверхности песчаников. Общим для скоплений изображений каньона Лошадиная Подкова является отсутствие культурного слоя перед ними и единый стилистический канон, обеспечивающий их удивительную внутреннюю мощь. При зрительном изучении пиктограмм почувствовать удаётся намного больше, чем увидеть. Выставку дополняют музыкальные произведения современных индейцев Навахо, проживающих в районе плато Колорадо в настоящее время, и фрагмент DVD-фильма Би-Би-Си о создании и назначении наскальных изображений аборигенами Австралии.


КУПИТЬ БИЛЕТ

Не забудьте распечатать билет
или сохраните его на смартфоне


Уважаемые посетители, просим вас приобретать входные билеты на сайте нашего музея (Распоряжение Департамента культуры № ДК-01-10-1116/21 от 21 января 2021 года).





Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи