Технический раздел




Век Дарвиновского музея

Дарвиновский музей создан в 1907 году.Любое яркое явление культуры начинается с творческой  личности. И для Дарвиновского музея  такой личностью стал  его основатель и бессменный директор до 1964 года, доктор биологических наук, профессор Александр Федорович Котс. Если бы понадобилось в нескольких словах охарактеризовать  этого неординарного человека, то слова – ученый, музеолог и педагог — наиболее полно высветили бы грани дарования Александра Федоровича. Александр Котс родился в городе Борисоглебске в 1880 году в семье немецкого эмигранта, доктора философии Геттингенского университета, одаренного ботаника, лингвиста и поэта-любителя Альфреда Карловича Котса и Евгении Александровны, урожденной Грасман.  В своих воспоминаниях Александр Федорович написал: «С трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти — музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери.» Область научных интересов будущего биолога определилась довольно рано. В 1899 году, 19-летний гимназист Саша Котс отправился в свою первую самостоятельную экспедицию в Западную Сибирь. Впечатления от природы этого края были необыкновенно яркими, а изготовленные юным исследователем препараты птиц стали основой  естественно-научных коллекций Дарвиновского музея. Именно эти чучела птиц, представленные на ХIV выставке Всероссийского общества Акклиматизации, принесли Александру признание его таксидермического мастерства и Большую серебряную медаль. Результаты  полевых исследований ученика 7 класса гимназии Александра Котса были удостоены публикации в сборнике трудов Общества испытателей природы. Его первая научная статья называлась «Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири». Успехи начинающего биолога и таксидермиста не были случайными. Решающую роль, несомненно, сыграло знакомство с Фёдором Карловичем Лоренцом (1842 — 1909) — известным зоологом-систематиком и владельцем лучшей таксидермической фирмы Москвы.  Чучела, изготовленные опытными мастерами этой фирмы, отличались высоким качеством, динамичными и естественными позами. Именно поэтому их так охотно покупали все крупные зоологические музеи Европы. Александр Котс не только учился у опытных препараторов фирмы Ф.К. Лоренца, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. Конечно, тощий кошелек гимназиста был не в состоянии оплатить все о чем мечталось, но Лоренц давал юному энтузиасту право вносить плату в рассрочку. Многолетняя дружба этих людей оборвалась лишь со смертью Фёдора Карловича. Чтобы сохранить в целостности, спасти от “распыления” результаты сорокалетних коллекционных сборов по изменчивости окраски животных, Александр Федорович предложил наследникам Лоренца себя в качестве финансового директора фирмы. По его просьбе жалование ему платили чучелами,  и мастерская по-прежнему  предоставляла Котсу экспонаты по льготным ценам. Три томительных года, заполненных конторскими книгами, бланками заказов, капризами клиентов, обернулись в итоге сотнями прекрасных музейных экспонатов. Но все это было позже. А тогда, на исходе XIX века, ни о каком музее не шло еще и речи. Просто была домашняя зоологическая коллекция красивых и редких экспонатов, не объединенных общей идеей. В 1901 году Александр Котс поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Увлекательные лекции М.А.Мензбира, В.И.Вернадского, К.А.Тимирязева, А.П.Павлова заставили забыть о давнем увлечении. Теперь все средства, выручаемые от частных уроков по биологии, уходили на приобретение иностранной литературы по общей биологии. Труды Альфреда Уоллеса, Гуго Де Фриза, Августа Вейсмана, купленные Александром Котсом в те годы, бережно хранятся в библиотеке музея по сей день. В 1905 году Котс едет за границу в Вилла-Франку на практику по гидробиологии. Кроме того его очень интересовало, как преподается курс дарвинизма в крупнейших университетах Европы. Личное знакомство со столпами эволюционного учения - Гуго де-Фризом, Августом Вейсманом, Эрнстом Геккелем оказалось очень полезным для студента-биолога; вместе с тем, он обратил внимание на то, что отсутствие демонстрационных материалов в аудиториях делает лекции сухими, формальными. Длинной чередой прошли перед глазами  молодого исследователя естественно-научные музеи Мюнхена, Берлина, Дрездена, Штутгарта, Бреславля, Лейпцига, Франкфурта, Иены, Бонна, Брюсселя, Парижа, Лондона...  Как же похожи оказались они на стеллажи огромной библиотеки, где каждая витрина — редчайший манускрипт, закрытый наглухо для неподготовленного посетителя. “Везде все те же монотонные ряды звериных или птичьих чучел, как будто самая искусная инсценировка жизни животных в состоянии раскрыть смысл изучения живой природы”, — писал Александр Котс. Даже в знаменитом Дарвиновском зале Британского музея его поразило “богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи”. Вот тут-то Александр и вспомнил о своей коллекции! Он загорелся идеей создать музей, пропагандирующий основы эволюционного учения. Но как?.. Не было ни средств, ни помещения для осуществления мечты. Ничего кроме упорства и энтузиазма. Было ясно, что новый музей должен сплавить в единое целое два творческих начала - теоретические знания и их наглядное подтверждение. И фортуна улыбнулась искателю. В 1907 году Александр Котс был приглашен на московские Высшие женские курсы для ведения практических занятий по анатомии животных, а несколько позже молодому преподавателю доверили чтение лекций по дарвинизму. Это событие стало поворотным пунктом в судьбе музея и его основателя. Из тесной квартиры коллекция перебралась в зоологическую лабораторию курсов и “...накануне лекций десятки препаратов извлекались из шкафов и располагались на столах в аудитории в порядке, предусмотренном ролью каждого объекта”. Молодая аудитория с вниманием и благодарностью встречала увлеченного лектора. Определилось и новое направление комплектования музея. А.Ф.Котс писал, что коллекции “объединялись по отдельным главам эволюционного учения: географическая, возрастная и персональная изменчивость, приспособления, менделизм, ламаркизм, происхождение человека...”. Ответы на кипы писем с заказами в Германию, Англию, Францию не заставляли себя долго ждать. “Редкая неделя обходилась без посылок, редкий день не приносил конвертов с иностранной маркой и редкий час — без новых планов о дальнейших пополнениях музея”, — вспоминал впоследствии Александр Федорович. Частично новые экспонаты оплачивались зоологической лабораторией, которой руководил в те годы выдающийся биолог Николай Константинович Кольцов, но большая часть коллекции по-прежнему покупалась на средства основателя музея. В 1911 году в жизни Александра Котса произошло очень важное событие: он женился на Надежде Николаевне Ладыгиной (1889-1963). Это она — прилежная третьекурсница Московских высщих женских курсов, староста биологического кружка, увлеченная в равной степени психиатрией и зоологией — станет потом известным ученым-зоопсихологом, автором многих научных трудов, доктором биологических наук. В ту пору будущая научная карьера только угадывалась. Со старинных фотографий спокойно и внимательно глядит на нас несравненной красоты девушка. Стройный стан, бархатно-карие глаза, длинные косы, уложенные русым венцом вокруг головы. Черты этого нежного облика, как зеркало, отражают прекрасную душу. Девушка с пророческим именем “Надежда” навсегда связала свою судьбу с Александром Федоровичем. Полвека, наполненных тяжелыми  испытаниями и радостными победами, связывали ее с музеем, честь основания которого Котс, бесспорно, разделял с ней. Молодая чета с удвоенной энергией занялась музейной коллекцией. Именно про тот период истории музея А.Ф. Котс писал: ”На последние рубли недоедающих хозяев в адрес курсов прибывали посылки с райскими птицами и прочими чужеземными редкостями”. Удача для этих людей была не в материальном благополучии, не в сытости. На вершины счастья их поднимала страсть к созиданию, жизнь в творчестве. Весной 1913 года Александр Федорович Котс вместе с Надеждой Николаевной вновь поехал за границу. На этот раз основной целью поездки было приобретение новых экспонатов в таксидермических фирмах Лондона, Берлина, Гамбурга и Галле, куда поступали собранные со всего света экзотические животные. Кроме множества естественно-научных экспонатов были куплены книги по биологии и пять подлинных писем Чарльза Дарвина. В том же 1913 году были изданы научные труды Александра Котса: “Этюды по теории эволюции” и “Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев”. В последней работе впервые обосновывалась необходимость использования произведений искусства в естественно-научных музеях. Даже в суровые годы революции и гражданской войны, полные смятения, террора, голода и холода, сотрудники музея не прерывали своей работы. В нетопленных музейных стенах создавались скульптуры, картины, чучела животных, велись научные исследования. В январе 1918 года Губернский комиссар (и профессор Высших женских курсов) Павел Карлович Штернберг выдал охранное удостоверение на “представляющие большую научную ценность” коллекции музея. Время было тяжелое: Котсу приходилось совмещать сразу множество должностей. Он преподавал в МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах. Кроме того, в 1920-е годы А.Ф. Котс был назначен директором московского зоопарка. Здесь он возобновил прерванную в годы революции экскурсионную и научно-исследовательскую работу. Экспериментальные исследования проводились по зоопсихологии, генетике и межвидовой гибридизации. Столь непростое совмещение должностей ученого оказалось полезно и для музея. Результаты этих работ, зафиксированные в фотографиях, рисунках и чучелах, и сегодня являются неоценимым экспозиционным материалом. Не только вопросы общей биологии волновали директора музея. Постоянной проблемой научного творчества Александра Федоровича была разработка экспозиционных и лекционных методов пропаганды эволюционного учения. К 1941 году, за 30 лет существования музея, Котс ознакомил с экспозицией около полумиллиона посетителей. Его блестящий лекторский талант никого не оставлял равнодушным. В архиве хранятся сотни благодарных писем и восторженных отзывов в адрес Александра Федоровича. Несмотря на трудоемкую работу по комплектованию и учету коллекций, бесконечные хлопоты о строительстве нового музейного здания, Александр Федорович находил время для творчества. Он - автор более двухсот музееведческих работ. Однако большая часть творческого наследия Котса хранится в рукописях. Сегодня мы вновь обращаемся к ним. Начиная с 1993 года, вступительные статьи в сборниках Трудов Государственного Дарвиновского музея принадлежат перу его основателя. В 2013 году музей приступил  изданию Собрания сочинений А.Ф. Котса. Его работы не утратили своей актуальности и являются классикой музееведения – об этом свидетельствует неослабевающий интерес читателей. Судьба музея и его основателя удивительны. Лучше всего об  истории создания первого  музея биологической эволюции написал сам Александр Федорович Котс: “Та самая настойчивость, которая когда-то заставляла меня мальчиком добровольно голодать, тратя данные на завтрак деньги на покупку мертвых птичек и зоологических картинок, — та же самая настойчивость и упорство двигали мною полвека, побуждая день за днем и год за годом собирать, накапливать десятки, сотни, тысячи научных экспонатов для музея...” Своим энтузиазмом директор заражал и сотрудников. Творчество объединяло всех. Коллекции росли, со временем экспозиционные залы музея стали напоминать переполненные фондохранилища. Однако ждать новых стен музею пришлось очень долго. Лишь в 1995 году сбылась заветная мечта основателя и многих поколений сотрудников: Дарвиновский музей обрел собственное здание и распахнул двери перед  своими гостями. Александр Федорович прожил нелегкую, полную лишений и невзгод, но прекрасную жизнь. Ему посчастливилось видеть свое детище признанным и любимым, в музее всегда работал дружный коллектив, и направление творчества когда-то определил он сам. А.Ф. Котс завещал нам, своим потомкам, очень многое: свой музей, свои статьи, свой пример противостояния хаосу, свой мальчишеский пыл и опыт патриарха. Жизнь, к счастью, иногда дарит нам незаменимых людей.

ВРАНОВЫЕ

ВРАНОВЫЕ

Семейство врановых – это не только вóроны и вороны, но и галки, грачи, сойки, сороки… Всего около 120 видов птиц, которые расселились по всем континентам земного шара, кроме Антарктиды. Причём не все представители семейства придерживаются чёрно-белого «дресс-кода». Тропические виды могут похвастаться синей, зелёной, жёлтой окраской! Врановые обладают развитым интеллектом, быстро ориентируются в новой обстановке, легко обучаются, понимают сложные взаимосвязи, и используют орудия труда. Образ врановых прочно закрепился в культуре людей, и с древних времен окружен ореолом таинственности. В мифологии и фольклоре, в литературе и в изобразительном искусстве они –  мудрые советчики и хитрецы, оракулы и пророки, спутники смерти и проводники в потусторонний мир. Обо всех аспектах жизни врановых и их взаимоотношениях с человеком рассказывает данная выставка.   Состав выставки: таблицы с фотографиями и пояснительными текстами — 16 ед. (100х70 см, вертикальные)Демьянова Елена Павловна - (499)783-2012  |  eldim@darwinmuseum.ru

Дарвиновский музей — будни и праздники

Первый посетитель музея - мэр города Ю.М. Лужков.Церемония открытия музея. 2 сентября 1995 г. "А на термитнике сидят стервятники..." Научный сотрудник научно-просветительского отдела В.С. Ионкина проводит экскурсию по залу "Многообразие жизни на Земле". "Как мало прожито, как много сделано!" Доклад заведующего отделом научной информатики К.А. Наседкина о компьютеризации ГДМ на конференции "Компьютеризация музеев" в апреле 1996 г. Узники компьютерных сетей. Сотрудники отдела научной информатики на рабочих местах. 1996 г. С высоты птичьего полета. Открытие новых залов ГДМ. Август 1996 г. Многолюдное многообразие. Посетители в зале "Многообразие жизни на Земле". 1996 г. "Что сказать? Известно всем - нет Москвы без ГДМ!" Слева направо: супрефект МО "Академический" Т.И. Поподько, директор ГДМ А.И. Клюкина и префект Юго-Западного административного округа П.Н. Аксенов на праздновании Дня города в ЮЗАО перед Дарвиновским музеем. 1996 г. "Многообразие работ директора". Директор ГДМ А.И. Клюкина на разгрузке оборудования для музейных хранилищ. 1996 г. Традиционный тост: "За процветание ГДМ!" Директор ГДМ А.И. Клюкина на новогоднем банкете. Декабрь 1995 г.

Есть у экспозици начало, нет у экспозиции конца

Сотрудники ГДМ переносят чучело зубра для зала "Макроэволюция". 1996 г. Ярославские ребята?Плотник А.А. Лещинский во время монтажа зала "Макроэволюция". 1996 г. Заведующий научно-исследовательским отделомА.С. Рубцов. 1997 г. Укротительница леопардов.Научный сотрудник отдела экологии И.А. Бадыштова во время монтажа витрины "Обитатели тропических лесов". 1995 г. Борцы... на подиуме.Монтаж витрин в зале "Теория эволюции", 1995 г. Лисий макияж.Таксидермист Белякова Т.Ю. реставрирует чучела лисиц и волков в зале "Теория эволюции". 1995 г. На голубятне Ч. Дарвина.Научный сотрудник сектора орнитологии А.Н. Курзаева в зале "Этапы познания живой природы". 1996 г. "Хоть плохонький - да мой!"Заведующий сектором ИЗО Удальцова В.А., автор раздела "Антропогенез" зала "Макроэволюция", с муляжом африканского пигмея. 1997 г. Творческий беспорядок в зале "Многообразие жизни на Земле".Художник-дизайнер Д.В. Четвергов. 1995 г. Работы немецкого фотографаНорберта Энкера (Norbert Enker).

Здание старое — здание новое или 20 лет строительства

Макет нового здания ГДМ. 1970-е годы. Строительство началось. Май 1975 г. Июнь 1986 г. 1986 г. 1988 г.

Конь хороший, верный друг…

Конь хороший, верный друг…

Выставка рассказывает о лошади - верном друге и спутнике человека. Эволюция пород домашних лошадей тесно связана с историей развития человеческого общества. Лошади были рядом с человеком на охоте, в путешествии, на поле боя и на мирной пашне, их запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, одевали в доспехи, за коня "отдавали полцарства", они были кормилицами бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Образ коня очень важен для России, её культуры, он ярко представлен в литературе и народном искусстве.живопись - 25, скульптура - 13, предметы декоративно-прикладного искусства - 17, предметы этнографической коллекции - 2.Условия экспонирования:Около 200 кв. метров экспозиционной площади, оборудованной системой для развески живописи. Музейные витрины, позволяющие обеспечить сохранность экспонатов и необходимый температурно-влажностный режим.Васильева Анна Владимировна — (499) 724-2145  |  anvas@darwin.museum.ru

Мир удивительных птиц и грациозных кошек Даниэля Жиро Эллиота

Мир удивительных птиц и грациозных кошек Даниэля Жиро Эллиота

Выставка знакомит зрителя с сокровищами естественнонаучной иллюстрации из фонда редких книг Государственного Дарвиновского музея. На страницах книг Даниэля Жиро Эллиота, американского путешественника, зоолога, орнитолога и художника, запечатлены самые удивительные, самые красивые и самые редкие птицы мира. Среди млекопитающих Эллиот особенно выделял кошачьих - за необыкновенную грацию и красоту - и посвятил им отдельную монографию, тут же ставшую предметом охоты коллекционеров и крупнейших музеев мира. Чтобы передать всю красоту животных, Эллиот привлёк к работе над монографиями известных художников-анималистов XIX века.планшеты - 55 ед.Условия экспонирования:Около 100 погонных метров экспозиционной площади, оборудованной системой для развески планшетов.Васильева Анна Владимировна — (499) 724-2145  |  anvas@darwin.museum.ru

Не просто муха

Не просто муха

Часто ли вам удаётся поговорить… с мухой? Думаю, нет, а она могла бы рассказать о себе массу интересного. Эта выставка поможет вам пообщаться с комнатной мухой "по душам" и узнать, что при ближайшем рассмотрении она — уникальное создание природы, которое обладает не только удивительными "приспособлениями", но неожиданными "профессиями".18 планшетов и сухая натураУсловия экспонирования:Около 30 погонных метров экспозиционной площади, оборудованной системой для развески планшетов. Музейные витрины, позволяющие обеспечить сохранность экспонатов и необходимый температурно-влажностный режим.Васильева Анна Владимировна — (499) 724-2145  |  anvas@darwin.museum.ru

Обитатели каменных джунглей

Обитатели каменных джунглей

Выставка — диалог о братьях наших меньших и проблемах, связанных с их проживанием в городах рядом с человеком. Животные — это благо, привносящее в жизнь людей богатые эмоции и любовь, или опасность, таящаяся в диких инстинктах? Комфортно ли животным в городе? Возможно ли их бесконфликтное сосуществование с человеком? Как на улицах оказываются домашние животные? Являются ли бродячие животные проблемой городов или это норма современной жизни? Что мы можем для них сделать? На богатом материале из фондов Дарвиновского музея (естественно-научный материал и произведения искусства) и авторских фотоработах рассказана история сосуществования в «каменных джунглях» живых организмов.Ширмы с текстами и фотографиями 15 шт. (300х200 см), графика 31 рама (78х58 см, 108х78 см), чучела и скульптура (1 скульптура на подиуме 100х100 см открытый доступ) — 66 предметов, из фондов ГДМИнтерактивная зона: библиотека (2 стеллажа и стол (75х145 см), интерактивный стол диаметром 87 см, сенсорный киоск с образовательной программой к выставке размером 60х60х130 см).Возможна организация программы мероприятий в рамках выставки.Условия для экспонирования:250 кв. метров экспозиционной площади (при необходимости объем выставки может быть уменьшен), оборудованной системой для развески графики. Музейные витрины, позволяющие обеспечить сохранность экспонатов и необходимый температурно-влажностный режимВасильева Анна Владимировна — (499) 724-2145  |  anvas@darwin.museum.ru

От подножия ромашки до макушки одуванчика

От подножия ромашки до макушки одуванчика

Фотовыставка «От подножия ромашки до макушки одуванчика» посвящена крохотным и неприметным с виду насекомым - обитателям Подмосковья. Далёкий мир становится ближе благодаря профессиональным фотографиям и редким экспонатам из фондов Дарвиновского музея. На выставке гости узнают чем слышит кузнечик, какой жук в случае опасности катапультируется, и почему некоторые виды ос "с возрастом" вступают на тропу вегетарианства?Благодаря развитию макросъемки с каждым годом всё больше растет интерес к обитателям маленьких гор, рек и лесов у нас под ногами. Если приглядеться к некоторым фото, то можно увидеть не только детали строения насекомого, но и путающихся под его ногами микроскопических соседей.Каждый экспонат выставки представляет собой планшет-модуль, включающий образец насекомого, залитого в прозрачный пластик, и макрофотографию этого насекомого с занимательным текстом.планшеты - 60 ед.Условия экспонирования:Около 100 погонных метров экспозиционной площади, оборудованной системой для развески планшетов.Васильева Анна Владимировна — (499) 724-2145  |  anvas@darwin.museum.ru

Птицы. Технология совершенства

Птицы. Технология совершенства

Передвижная выставка Птицы. Технология совершенства – мобильная версия проекта, ставшего победителем конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2014 году. Созданная при активном участии специалистов из самых разных областей, она популярно и доступно, но с высокой научной точностью и достоверностью отвечает на самые сложные вопросы - какие силы поднимают птиц в воздух? Как им удается издавать столь чудесные звуки? Почему они не теряются, путешествуя вокруг Земли? Что позволяет им осуществлять погружения? Чем дышат птицы на высоте 10000 метро? Как можно жить без зубов? Каждый вопрос раскрывается для зрителей не только с точки зрения биологии, но затрагивает межпредметные логические связи между биологией и техникой, биологией и искусством, биологией и физикой. В результате птицы предстают перед нами не только как живые организмы, но и как уникальные «биомеханизмы», подчиняющиеся законам физики и влияющие на разные сферы созидательной деятельности человека.Состав выставки:чучела птиц – 17 ед.,яйца птиц - 5 ед.,постеры с графической и текстовой информацией 18 ед.,компьютерные программы, анимационные сюжеты 7 ед.,фотографии 60х42 см - 100 ед. Выставка располагает материалами для организации образовательной программы для посетителей любого возраста.Условия экспонирования: Не менее 100 кв. метров экспозиционной площади, оборудованной системой для развески фотографий. Музейные витрины, позволяющие обеспечить сохранность экспонатов и необходимый температурно-влажностный режим. Мультимедийное оборудование для работы программ, демонстрации видео материалов.Васильева Анна Владимировна — (499) 724-2145  |  anvas@darwin.museum.ru

Путешествие в Суринам

Путешествие в Суринам

Выставка позволяет увидеть изумительные по красоте рисунки экзотических растений Южной Америки, выполненные на рубеже XVII-XVIII веков и изучить метаморфоз насекомых. Жизнь Марии Сибиллы Мериан (1647-1717) была похожа на книгу приключений. Скромная домохозяйка дерзнула посвятить себя науке и искусству, стала знаменитой художницей, энтомологом и успешной предпринимательницей. Ей было уже за пятьдесят, когда она пересекла океан, чтобы на берегах Суринама изучить все стадии волшебного превращения гусениц в бабочек. Через 2 года отважная женщина вернулась в Европу с богатыми коллекциями диковинных насекомых и растений, удивительными по красоте рисунками и славой выдающегося первооткрывателя природы Нового Света.Состав выставки:Постеры с рисунками и текстами - 20 ед. (100х100 см)Программа для тачскрина (можно полностью пролистать уникальную книгу М.С. Мериан "Метаморфозах насекомых Суринама", 1726)Демьянова Елена Павловна - (499)783-2012  |  eldim@darwinmuseum.ru

РАКОВИНЫ

РАКОВИНЫ

А вы знаете сколько видов моллюсков живет на Земле? Сто тысяч видов! Большие и маленькие, морские и пресноводные, брюхоногие и двустворчатые, с раковинами и без раковин. Знакомство с выставкой позволит получить представление об этом удивительном мире. Представлены фотографии различных  видов моллюсков, сделанные в природе, а также раковины моллюсков. Экспонаты снабжены этикетками, на которых дается не только название моллюска, но и сведения об области распространения и биологических особенностях вида или группы, к которой данный вид относится.Состав выставки:Раковины – 44 ед.Фотографии на планшетах – 23 ед.Тексты на планшетах – 22 ед.

Соколиная охота - царская, псовая - барская

Соколиная охота - царская, псовая - барская

Выставка посвящена соколиной и псовой охотам. Изначально промысловые, со временем они превратились в особого рода зрелища и стали привилегией знати. Недаром на Руси ходила поговорка: "соколиная охота — царская, псовая — барская".Красота хищных птиц и борзых собак, сам процесс охоты и связанные с ней традиции и обычаи всегда привлекали художников-пейзажистов и анималистов.Живопись — 15, скульптура — 10, произведения ДПИ — 7, графика — 13, печатная графика — 3 из фондов ГДМ.Условия для экспонирования:Около 120-220 кв. метров экспозиционной площади*, оборудованной системой для развески планшетов и другого плоскостного материала.Музейные витрины, позволяющие обеспечить сохранность экспонатов и необходимый температурно-влажностный режим.Васильева Анна Владимировна — (499) 724-2145  |  anvas@darwin.museum.ru

ТРАВМЫ ПРОШЛОГО

ТРАВМЫ ПРОШЛОГО

На выставке "Травмы прошлого" можно узнать какие данные  могут получить ученые-палеопатологи, исследуя кости древних людей. По костям можно определить не только прижизненный возраст человека и его пол, но и рацион питания, историю болезней, узнать о травмах, полученных на охоте или в стычках с врагами и предположить причину смерти. Выставка создана совместно с Институтом археологии РАН. Состав выставки:постеры - 21 ед. (100 х 100 мм)3D-модели - 14 ед. (необходим монитор для показа)образовательная игра для тачскринаДемьянова Елена Павловна - (499)783-2012  |  eldim@darwinmuseum.ru